Информация получена с сайта Риск http://www.risk.ru/users/mindelevitsh/194027/
Этого редакция газеты «Вольный ветер» добивалась около 7
лет. Впрочем, не только мы. Некоторые «водники» писали возмущённые письма в
Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), переданную несколько лет
назад в ведение МЧС России, пытаясь доказать нелепость регистрации туристских
маломерных безмоторных судов, которые большую часть года лежат в разобранном
виде на антресолях или в сарае.
Отдельные смельчаки
даже подавали иски в суд, пытаясь оспорить наложенные на них инспекторами ГИМС
штрафы за отсутствие регистрации байдарок. На одном таком суде я выступал в
качестве специалиста по спортивному туризму, пытаясь доказать, что байдарки –
спортивные суда, которые регистрации в ГИМС не подлежат. Именно так на сайте
Туристско-спортивного союза России (ТССР) его деятели рекомендовали
действовать. Как и следовало ожидать, такие аргументы, не подкреплённые
какой-либо законодательной базой, в суде «не прокатили», штраф пришлось
заплатить.
Нельзя сказать, что
руководители ТССР совсем уж этой проблемой не занимались. Пару раз они даже
сходили в ГИМС, пообщались с его начальником, и на этом успокоились, поскольку
г-н Серёгин им сказал, что проблема известна и регистрацию туристских судов
отменят. Было это, по моим данным, в конце 2010 г. (а предыдущий визит
президента ТССР состоялся лет на 5 раньше). Не думаю, что эти визиты с
интервалом лет в 5 сыграли сколько-нибудь заметную роль. Скорей всего, они были
лишь реакцией на мою неоднократную критику руководителей ТССР, которые долгое
время вообще ничего не предпринимали для решения проблемы.
Проблему год назад,
после многочисленных жалоб рыбаков, отметил в своём ежегодном докладе даже
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Он посчитал, что
сложившаяся ситуация нарушает имущественные права граждан: купив лодку, люди не
могут ею пользоваться, пока не зарегистрируют судно и не напишут на нём
регистрационный номер.
Редакция
"Вольного ветра" реально занималась проблемой «водников» системно
много лет. Не счесть совещаний (например, в Совете Федерации), на которых я
выступал и в решения которых записывались рекомендации Правительству РФ
отменить регистрацию байдарок и катамаранов. Благодаря президенту Российского
союза туриндустрии Сергею Шпилько (ныне также руководитель Комитета по туризму
и гостиничному хозяйству Правительства Москвы), поддерживавшего наши усилия,
такие рекомендации были включены в итоговые документы и других высоких совещаний,
мне недоступных. Дважды я встречался с вице-спикером Госдумы Артуром
Чилингаровым, с которым знаком много лет, и дважды по его просьбе, потратив
немало времени, готовил комплект документов для рассмотрения вопроса в Госдуме.
Увы, один раз эти бумаги там просто потеряли, второй раз их передали в Комиссию
по транспорту (прежнего созыва), председатель которой за полгода, несмотря на
мои неоднократные звонки, так и не удосужился ознакомиться с документами. А
потом я звонить ему перестал, поняв бессмысленность этого.
Мы писали также в
Министерство транспорта и даже в Комиссию Правительства РФ по ликвидации
избыточных государственных функций. Неоднократно общались с нынешними
руководителями ГИМС (о которых у меня сложилось мнение как о вполне вменяемых
людях, которые сами не одобряют такую регистрацию, но – закон есть закон!).
Публиковали и материалы о проблеме в «Вольном ветре» (см. №№ 59 и 83), в том
числе – интервью с зам. начальника ГИМС. Да всё и не вспомнишь…
В конце концов летом
прошлого года я пробился на приём к министру Сергею Шойгу (см.
http://www.risk.ru/users/mindelevitsh/16628/), которому в разговоре сообщил и
мнение В.Лукина. Министр пообещал до конца года проблему решить. Через короткое
время редакция получила и официальный ответ. Наконец, необходимые поправки в
законодательство 1 ноября 2011 года были приняты Госдумой в первом чтении.
Далее наступило затишье. Год закончился, а закон так и не был принят. В
редакцию же регулярно звонили «водники» с одним и тем же вопросом: «Когда
же?!». Не выдержав, я в январе снова написал С.Шойгу:
«Уважаемый Сергей Кужугетович!
Напомню, что летом
прошлого года я был у Вас на личном приёме в приёмной Правительства РФ. Речь,
прежде всего, шла о ликвидации никому не нужной, бесполезной регистрации
маломерных судов в ГИМС, что вызывает у любителей водного туризма и рыбной
ловли большое неудовольствие и никоим образом не влияет на безопасность
плаваний. В присутствии начальника ГИМС В.Серёгина Вы пообещали, что вопрос
будет решён не позднее осенней сессии 2011 г. Госдумы. Об этом Вашем обещании
мы сообщили нашим читателям (см. прилагаемую газету). Позже я получил письмо от
зам. начальника ГИМС Н.Крючека, который также сообщил, что поправки в
законодательство, отменяющие регистрацию определённых категорий маломерных судов,
планируется принять на осенней сессии Госдумы. Н.Крючек также написал, что
разрабатывается Административный регламент МЧС России по предоставлению услуги
по регистрации маломерных судов, который планируется принять в 3 квартале 2011
г.
Увы! Прошёл 2011 год,
а названные поправки в законодательство так и не были приняты, хотя и прошли
первые чтения 1 ноября. Про Административный регламент тоже что-то ничего не
слышно. Я пытался выяснить ситуацию у руководителей ГИМС, но безуспешно –
телефон ГИМС, указанный на сайте МЧС России, всё время занят (складывается
впечатление, что он вообще не работает), а письмо, направленное по электронному
адресу ГИМС, указанному на сайте, осталось без ответа. Как-то это всё не
способствует повышению авторитета МЧС России среди любителей водных походов и
прогулок. Я уж не говорю о том, что невыполненные обещания министра, одного из
лидеров правящей партии, не способствуют привлечению к ней новых сторонников…
С искренним
уважением,
учредитель и главный
редактор газеты «Вольный ветер» С.МИНДЕЛЕВИЧ».
(Напомню, что дело
происходило в преддверии выборов президента РФ.)
Вскоре мне позвонил
Амаяк Нуникян, зам. начальника отдела ГИМС, который начал у меня выяснять,
почему я не дозвонился до руководства ГИМС и кому отправлял электронное письмо.
В ходе разговора, когда я открыл сайт МЧС России, выяснилось, что там указан
телефон ГИМС со старым кодом (495), который давно изменился на 499. Почему не
исправили на официальном сайте – как обычно, неизвестно. Аналогично и с моим
письмом: кому оно попало, покрыто мраком. Позже, в феврале, я получил из ГИМС
весьма расплывчатый ответ на обращение к Шойгу.
Не берусь утверждать,
что моё письмо ускорило дело, но факт: оно в Госдуме сдвинулось с «мёртвой
точки». И в апреле депутаты за одну неделю (!) приняли законопроект во втором и
третьем чтениях. На следующей неделе его утвердил и Совет Федерации. А нерез
несколько дней подписал и президент РФ. Просто курьерская скорость! И в конце
мая, через месяц после официальной публикации, этот 28-страничный закон,
вносящий изменения в 4 кодекса (налоговый, торгового мореплавания, внутреннего
водного транспорта, об административных правонарушениях) в части определения
маломерного судна, вступил в силу. Теперь регистрировать такие суда весом до
200 кг (то есть все катамараны, байдарки и др.) не нужно.
Таким образом,
благодаря общим усилиям мы эту наболевшую проблему наконец решили. С чем всех
«водников» и ПОЗДРАВЛЯЮ!
Однако мне лично
радоваться мешает то, что других проблем в спортивном и самодеятельном туризме
ещё достаточно. И что-то не видно желающих добиваться их решения…